
"Размышления о еврейском вопросе", статья.
"Детство вождя", небольшой рассказ, собственно и иллюстрирующий излагаемые автором в статье положения.
Очень рекоендую.
читать дальше В самом деле, то нам говорят, что за спиной евреев стоит международный капитализм, империализм трестов и торговцев оружием, то большевизм с ножом в зубах, и при этом не затрудняются возлагать ответственность одновременно на еврейских банкиров - за коммунизм, который должен был бы внушать им ужас, и на нищих евреев с улицы Росьер - за империалистический капитализм. Но все сразу объяснится, если мы откажем еврею в разумном поведении, соответствующем его интересам, и более того, откроем для него метафизический принцип, по которому он должен творить зло при всех обстоятельствах, даже если при этом он уничтожает сам себя. Принцип, как вы понимаете, волшебный: с одной стороны, он устанавливает сущностное, субстанциональное свойство, и еврей, как бы он ни старался, не может его изменить, как огонь не может не гореть; с другой же стороны, поскольку нужно обеспечить возможность ненавидеть еврея - а как ненавидеть землетрясение или филоксеру? - в этом свойстве есть и свобода. Правда, свобода, о которой тут идет речь, тщательно отдозирована: творить зло еврей свободен, творить добро - нет; он обладает свободой воли лишь настолько, чтобы он мог нести полную ответственность за свои преступления, но не настолько, чтобы он мог исправиться. Странная свобода: вместо того, чтобы предшествовать сущности и конституировать сущность, она остается всецело ей покорной, тем самым превращаясь в некое иррациональное качество, - но все равно остается свободой. Мне известно только одно создание, которое так тотально свободно и так привержено злу, - это сам Дух Зла, это Сатана. Таким образом, еврей оказывается отождествимым с духом зла. Его воля, в противоположность кантовской, - это чистое, бескорыстное и всеобъемлющее желание зла, это сама злая воля. Вот в каком облике появляется зло на земле, и что бы ни случилось: кризисы, войны, голод, потрясения или восстания - во всех бедах общества прямо или косвенно должны быть виноваты евреи.sartre.hpsy.ru/publication.php
Пьеса не выдающаяся, но очень любопытная.
читать дальшеКалигула: Тема - смерть. Время - минута.
Поэты торопливо пишут на своих табличках.
Старый патриций: А кто будет в жюри?
Калигула: Я. Разве этого недостаточно?
Старый патриций: О да, совершенно достаточно.
Херея: А ты примешь участие в состязании, Гай?
Калигула: Мне незачем. Я уже давно написал сочинение на эту тему.
Старый патриций(торопясь): А где его можно достать?
Калигула: Я его по-своему декламирую каждый день.
Цезония смотрит на него с тревогой.
Калигула(грубо): Тебе не нравится моя физиономия?
Цезония(мягко): Прости меня.
Калигула: О, пожалуйста, не надо смирения. Только не смирение. Тебя и так трудно выносить, но твое смирение!..
Цезония пытается взять себя в руки.
Калигула (Херее): Так вот. Кроме этого сочинения я ничего не написал. Но оно доказывает, что я единственный художник за всю историю Рима, понимаешь, Херея, единственный, кто согласует свою мысль со своими поступками.
Херея: Это только вопрос власти.
Калигула: Остальные творят за неимением власти. А у меня нет нужды в творчестве: я живу.